Доклад - "Роль педагогического наследия К.Д. Ушинского в системе современного образования"
03.05.2023Учитель русского языка и литературы: Оздамирова Л.М.
Реформирование современной системы образования, принятие ФГОС заставляют нас искать ответы на вопросы воспитания. Обращаясь к педагогическим мыслям великих педагогов прошлого, можно найти много интересных подсказок для решения современных проблем в воспитании детей. Особенно хочется выделить и остановиться на выдающемся педагоге Ушинском Константине Дмитриевиче. Для каждого педагога существует свой Ушинский., «народный учитель». Константин Дмитриевич – это великий основатель научной педагогики, «учитель русских учителей». Слова Л. Н. Модзалевского характеризуют Ушинского как «наш действительно народный педагог, точно так же, как Ломоносов — наш народный ученый, Суворов — наш народный полководец, Пушкин — наш народный поэт, Глинка — наш народный композитор». [2, с. 502] Большую роль в становлении взглядов Ушинского как педагога сыграли его учителя. Константин Дмитриевич слушал лекции профессоров Т. Н. Грановского и П. Г. Редкина. Поработав исполняющим обязанности профессора камеральных наук в Ярославском Демидовском лицее, департаменте духовных дел, Ушинский занялся журналистикой. Позже был назначен преподавателем, потом «инспектором классов» Гатчинского сиротского института. Именно эта работа повлияла на превращение К.Д. Ушинского в теоретика педагогики. [1, с. 359]
Среди основных педагогических идей Ушинского, конечно же, нужно назвать идеи народности воспитания, реформирования народной школы. В своих трудах Константин Дмитриевич пишет о труде, как основе воспитания, о роли родного языка в воспитании, о связи теории и практики, о педагогике и ее связи с другими науками, о воспитании в целом, о воспитании нравственности, о женском образовании и конечно же о личности педагога.
Идея народности воспитания. Основополагающая идея педагогической теории Ушинского – это признание творческой силы трудового народа в историческом процессе и его права на полноценное образование. Эта идея стала для педагогической общественности опорой в борьбе за реформы народного образования. Константин Дмитриевич писал: «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа».
Реформирование народной школы. Народное просвещение должно быть передано в руки общества как активного организатора работы всей системы, так как школа должна основываться на «общественном почине» и «общественной деятельности» в деле образования, самостоятельной педагогической литературе, учебных предметах, изучающих Родину, общей национальной обстановке в школе. Труд – это основа воспитания, это важнейший фактор жизни. «Человек рожден для труда, труд составляет его земное счастье, труд — лучший хранитель человеческой нравственности, и труд же должен быть воспитателем человека», - считал Ушинский К. Д. По мнению великого педагога, «ни один наставник не должен забывать, что его главнейшая обязанность состоит в приучении воспитанников к умственному труду и что эта обязанность более важна, нежели передача самого предмета».
Традиции и родной язык. Воспитание и образование должно учитывать особенности каждого народа, в том числе и традиции. Народность – это изучение и уважение родного языка и родной истории. Такое воспитание развивает у детей патриотизм, чувство долга перед Отечеством и чувство национальной гордости. Ушинский говорил, что «язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, историческое живое целое и не только выражает собою жизненность народа, но есть именно эта самая жизнь». [3]
Теория и практика. Теории обязательно должна сопутствовать практика. В педагогике нельзя основываться только на собственном опыте, даже если он был удачен. «И всякое искусство, оно требует долговременной специальной теоретической и практической подготовки… Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным – даже легким, и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком теоретически или практически». Представляя воспитание как часть искусства, Ушинский был убежден, что в сложном процессе неизбежно должны соединятся как теория, так и практика.
Основа педагогики. Стержень педагогической системы – демократизация системы образования и обучения. «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях». Константин Дмитриевич считал, что в основе теории педагогики должны стоять законы философии, психологии, анатомии и физиологии. Педагогика – "... в основании наука философская, …а искусство воспитания... в особенности и чрезвычайно много обязано именно материалистическому направлению..., " – пояснял ученый.
Воспитание. Ушинский определял воспитание как сознательный процесс создания гармоничной личности. Гуманность к ученику должна быть основой воспитания. «В том то и беда, что не многие у нас еще и до сих пор убеждены, что воспитание есть искусство, и притом искусство не легкое», говорил Ушинский К. Д.
Воспитание нравственности. Воспитание нравственности – основная задача воспитания, более важная, чем развитие ума и наполнение головы знаниями. Воспитание нравственности должно развивать в человеке дисциплинированность, гуманность, честность и трудолюбие, чувство собственного достоинства и скромность. Средства нравственного воспитания по Ушинскому: обучение, личный пример учителя, убеждение, педагогический такт, меры предупреждения, поощрения и взыскания.
Женское образование. «Если смотреть на женщину по-другому, видеть в ней прежде всего человека, равноправного во всех отношениях с мужчиной, то и взгляды на женское образование будут другими. Не следует забывать, что женщина является проводником «успехов науки и цивилизации в нравы и жизнь общества», - утверждал Ушинский К. Д.
К.Д. Ушинский о педагоге. Педагог по Ушинскому тот, «кто имеет целостность, беззаветную искренность души», «кто сохраняет в себе вечно не стареющее детство души», «кто не торгуется с самим собой». Педагог должен понимать душу ребенка во всех ее проявлениях и много думать о целях, предмете и средствах воспитания. «В воспитании все должно основываться на Личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был придуман, не может заменить личности в деле воспитания… Преподаватель должен иметь необыкновенно много нравственной энергии, чтоб не уснуть под убаюкивающее журчанье однообразной учительской жизни». Такой педагогический манифест Ушинского особенно актуален в наши дни. Идеи Ушинского вдохновляли замечательных педагогов прошлого и не утратили своей значимости в современной системе образования.
Литература:
Латышина, Д. И. История педагогики (История образования и педагогической мысли М.: Гардарики, 2005. — 603 с. Серова, А. А. «К. Д. Ушинский о роли русского языка в воспитании человека». http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2009/2/Serova/ Кондукторова, Н. В. Педагогические идеи К. Д. Ушинского в современной системе образования / Н. В. Кондукторова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2016. — № 5 (10). — С. 3-6.